Губительные последствия Пандемии для мировой логистики только начали выправляться в 2021 г., как началась война. Казалось, грузоперевозки если и сохранятся, то сильно подорожают, но на деле оказалось не всё так плохо.
На цену грузоперевозок расстояния повлияли незначительно
Не специалистам кажется, чем дальше везут груз, тем дороже это стоит, и в целом это логичный вывод. Логисты в курсе, что прямой зависимости «расстояние-цена» нет. Факторы, влияющие на себестоимость перевозки, немного другие:
- Общий объём (вес) перевозимых в одном транспортном средстве товаров;
- Количество перевалочных операций (погрузка, выгрузка, короткая доставка и т.д.);
- Наличие платных участков (дороги Европы, судоходные каналы и т.п.);
- Условия страхования грузов в зависимости от «опасности» и типа грузоперевозки.
Расстояние тоже имеет значение, но для полностью загруженного товарами огромного контейнеровоза это 2-4%. Скептики немедленно возразят: «для автотранспорта добавится расход топлива, поэтому тысяча или две тысячи километров большая разница». Согласимся, но военные действия увеличили маршруты судов (грузовых самолётов), почти не увеличив расстояния преодолеваемые фурами.
Любопытный факт. С 1998 года политические, экономические и прочие кризисы практически не влияют на стоимость, надёжность и качество автомобильных перевозок.
Более того, у логистических компаний, работающих в Центральной Европе, стоимость доставки периодически «снижалась» во время кризисов благодаря скачкам валютных курсов. Именно поэтому в 2022 г. грузоперевозки, хотя и затруднены, но дорожают не у всех.
Доставка грузов сейчас быстрее и порой дешевле, чем в 2021г.
С падением объемов морских перевозок выручил автотранспорт. Рост объёма составил до 35% (к августу 2020) в ноябре 2021г., обеспечивая Европу продуктами питания и не только. Повторилась ситуация с ограничениями из-за пандемии, когда глобальная логистика застопорилась, а автоперевозки достигли 12%. Это третье место. Первое – водный транспорт (~60%), второе – ЖД (17%). А если говорить о Европе, то здесь доля автомобилей дошла до 72%.
Любопытно, что доставка грузов растет и у европейских перевозчиков, но стоимость намного выше, чем у местных крупных компаний. Понятно, что некоторый рост цен есть, ведь дорожает топливо, страхование грузов, но это ниже инфляции, если сравнивать с Европой.
Ещё одним преимуществом местной логистики является рост грузооборота в классе машин с объёмом до 30 м3. Небольшой транспорт мобильнее, нет проблем с проездом (например, в населенных пунктах), что позволяет предложить заказчикам выгодную стоимость. Ведь с полной загрузкой машины не возят «воздух», как часто бывает с большими фурами.
Так что очередное предсказание о крахе грузоперевозок из-за войны не сбылось, транспортные компании работают, причём работают как часы. Надо только поискать среди тех, кто много лет на рынке и обладает большим опытом.