В самом начале стоит отметить, что термин «катализатор» является упрощением. В профессиональном плане этот элемент называется каталитическим нейтрализатором. Он находится в днище автомобиля, под подвеской, как элемент выхлопной системы. Заметить его довольно легко, потому что он выделяется на фоне приваренных к нему труб гораздо большей толщиной.

Основная функция катализатора — уменьшение количества вредных компонентов выхлопных газов. Именно поэтому он расположен в таком характерном месте. Работа катализатора координируется бортовым компьютером на основе данных, собранных лямбда-зондом. Как работает катализатор и что это такое на самом деле?

Катализаторы: применение и переработка

Почему используются катализаторы?

Катализаторы начали широко использовать не столько как ответ на потребности водителей, сколько человечества в целом. Загрязнение воздуха автомобилями внутреннего сгорания — это проблема, с которой борются все. В рамках этой проблемы было необходимо снизить выброс вредных выхлопных газов. Следовательно, существуют все более строгие ограничения на выбросы выхлопных газов, устанавливаемые государственными и международными организациями. Изначально использование катализаторов было условием продолжения существования отдельных производителей легковых автомобилей на рынке. В последние годы аналогичные требования стали применяться к производителям автобусов, вилочных погрузчиков и грузовиков.

Как работает катализатор?

Каталитический нейтрализатор, то есть обсуждаемый катализатор, снижает количество вредных веществ из выхлопных газов, протекающих через него. Но что именно это означает? Внутри емкости с катализатором происходят химические реакции, направленные на установление химического равновесия в системе. Каталитические вещества, которые могут вступать в реакцию с вредными элементами выхлопных газов, — это в основном благородные металлы, такие как:

  • платина,
  • родий,
  • палладий.

Вступая в реакцию с вредными соединениями, эти металлы нейтрализуют их. Чем лучше катализатор, тем больше в нем драгоценного металла.

Катализаторы нейтрализуют чаще всего оксиды азота, углеводороды или оксиды углерода. В настоящее время даже нельзя говорить о каталитическом нейтрализаторе как об одном элементе, поскольку новые автомобили оснащаются комплектами из нескольких каталитических нейтрализаторов, закрытых в одном корпусе.

Переработка катализаторов

Катализаторы были созданы из заботы об окружающей среде. Утилизация необходима для того, чтобы они действительно выполняли свою работу. Отработанные катализаторы скупаются специализированными компаниями, например, demimotors.com/, которые подготавливают их к переработке. Кроме того, это еще и очень прибыльный бизнес. Из нескольких тонн использованных катализаторов можно получить до килограмма платины. Однако наиболее интересна цена 1 кг платины на рынке драгоценных металлов. Уже несколько лет он колеблется около 20 тысяч $. Неудивительно, что покупатели готовы платить большие деньги за использованные катализаторы.