В Украине не хватает специалистов технических специальностей. Согласно данным социологических исследований, наиболее популярными являются вакансии в сфере торговли и продажи, ІТ-сегмента, маркетинга, рекламы, дизайна, SMM, строительства, инженерного проектирования. В результате на рынке труда образуется «кадровый голод». Решить эту проблему, по мнению специалистов, возможно при помощи популяризации технических специальностей, передаёт Информ-UA.

Снижение активной заинтересованности техническим профилем в Украине длится на протяжении последних лет, рассказывает социолог-аналитик Оксана Зубарева. Причина тому – молодёжь, которая интересуется абсолютно другими сферами деятельности.

кадровый голод

В активную трудовую фазу входит новое поколение, которое социализировалось в других условиях, в виртуализованном, глобализированном обществе, с элементами индивидуализации, нового ценностного поля. Поэтому, соответственно, изменяется и спрос на разные специальности. Важным является вопрос, всегда ли популярные профессии являются востребованными и наоборот? Социологи в сфере экономической социологии достаточно часто рассматривают эту проблему. Ответ однозначен – не всегда популярные профессии в Украине востребованы на рынке труда,

– говорит Оксана Зубарева.

На сегодняшний день на рынке труда наблюдается значительный «кадровый голод» на специальности, которые являются невостребованными среди абитуриентов.

Проанализировав наиболее популярные сайты по поиску работы, резюме соискателей вакансий, можно сказать, что среди молодёжи всё чаще рейтинг наиболее популярных профессий занимает сфера торговли и продажи, ІТ-сегмента, маркетинга, рекламы, дизайна, SMM, строительства (но не рабочая специальность, а инженерное проектирование). Если же посмотреть на то, что ищут работодатели, то востребованными являются специалисты в других сегментах: агросфера, домашний персонал, охрана и безопасность, сервис, транспортная и производственная сфера, строительство. Проанализировав сайты поиска роботы с точки зрения интересности и востребованности в сфере науки, авиации и военного дела, можно сказать, что в данных отраслях наиболее низкие показатели,

– рассказывает социолог.

Если анализировать с точки зрения абитуриентов, то ситуация, то словам Зубаревой, остаётся такой же:

У нас есть фактически уже сформированная вступительная кампания в этом году, электронные заявки. Согласно данным сайта Министерства образования и науки Украины, наибольшее количество заявок от абитуриентов в этом году направлены на специальность филологии – гуманитарные факультеты и обществоведение являются лидирующими. На втором месте правоведение, на третьем – компьютерные технологии. Также значительное количество заявок на специальности менеджмент, среднее образование, инженерия программного обеспечения, журналистика, психология, экономика, маркетинг. Топ-вузами стали Киевский национальный университет им. Тараса Шевченка, Львовский национальный университет им. Ивана Франка, Национальный технический университет Киевский политехнический институт им. Игоря Сикорского.

Наблюдается значительный недобор среди востребованных на рынке труда специальностей.

Это механическая и электрическая инженерия, аграрные науки и продовольствие, химия, физика, астрономия, прикладная физика и наноматериалы, автоматизация и компьютерно-интегрированные технологии, химические технологии и инженерия. То есть, специальности технического профиля, несмотря на достаточно низкий уровень проходного бала на бюджетное место, находятся не в топе среди абитуриентов этого года.

– рассказывает Оксана Зубарева.

Причина тому таких предпочтений – особенности нового поколения, считает специалистка:

Это становится понятным, если посмотреть на социологические исследования того, кем себя видят школьники в разных странах, в Украине в том числе. Одно из таких исследований провели в Великобритании. Его вполне можно транслировать и на другие общества, так как это такая общая тенденция. У школьников спросили, кем они мечтают стать. Если ранее они хотели быть космонавтами, то сейчас – звездой Ютюба. Таких школьников более 34% – это фактически каждый третий. В целом о блогерстве мечтают 18%. Также многие хотят построить карьеру певца, актёра, работать в киноиндустрии, сфере медицины, на телевидении, в спорте, юриспруденции. Для школьников изменяются ценностные координаты, на первое место выходят ценности нового индивидуализма – каждый мечтает каким-то образом самовыражаться. Это стремление построить карьеру на сегодняшний день в рейтинге ценностных ориентаций преобладает над материальным порядком. Поэтому и популяризируются такие профессии, как видеоблогерство и т.д. Если говорить о ситуации, которая сложилась в странах бывшего постсоветского пространства и в целом в мире, мы видим развитие сферы блогерства как специфической формы деятельности. Если верить результатам, опубликованным в некоторых аналитических публикациях отечественных учёных, то на сегодняшний день около 20 тысяч блогеров в Живом журнале, 47 миллионов – в Твиттере, 136 миллионов – Инстаграм, 538 тысяч блогов на ютуб-канале,

– говорит Зубарева.

В результате, по словам специалистки, в Украине не хватает специалистов технического профиля:

Вопрос, который беспокоит граждан Украины с точки зрения экономики – «кадровый голод» на многие специальности. Несмотря на то, что каждый третий мечтает стать звездой Ютуба, страна нуждается в специалистах технического профиля, которые бы развивали производственную сферу. Но среди популярных специальностей видим значительное преобладание гуманитарных и обществоведческих дисциплин.

На сегодняшний день Министерство образования и науки предпринимает определённые шаги для популяризации наук технического профиля, говорит Оксана Зубарева, но, как показал результат вступительной кампании этого года, этого недостаточно:

На гуманитарный и обществоведческий профиль в этом году были значительно увеличены пороговые балы для поступления – 130-140 балов. Также выделяется значительное количество бюджетных лицензированных мест на обучение в сфере технического профиля. Но, как оказалось, этого не достаточно, что продемонстрировала вступительная кампания 2020-2021. Я считаю, что необходимо ещё медийное сопровождение и популяризация этих профессий, так как действительно мы видим популяризацию других форм занятости и исчезновение из публичного пространства специалистов технического профиля. Активное обращение и конструирование медийных наративов этих специальностей, обратит на них внимание общества.

]]>